Управление надежностью и критичностью оборудования. RCM
Сегодня все мы привыкли пользоваться быстрыми автомобилями, своевременными транспортно-логистическими системами, привыкли к постоянному наличию электроэнергии и беспроводных сетей. Используя все эти блага нам важна также безопасность – личная, общества, окружающей среды. И нужно понимать, что уровень удовлетворения этих потребностей ложится исключительно на машины, роботов, в целом на оборудование. То, как хорошо и надежно будут работать сложные механизмы зависит и качество производимых ими благ – будь то потребительские товары, либо сервисные услуги. От работоспособности производственных активов и управления надежностью и критичностью оборудования (RCM) зависит большая часть прибыльности любого предприятия.
Но на сегодня в Украине масса предприятий выстраивает стратегию управления надежностью оборудованием исключительно на системах ППР – интервальных ремонтов узлов, периодической замены механизмов. И как показали научные исследования, система ТОиР, основанная на идее, что любая поломка актива предупреждается путем его замены или ремонта через постоянные, фиксированные интервалы времени, в корне не эффективна. А в ряде случаев – контрпродуктивна за счет регулярного внесения «детской смертности» в сбалансированно работавшее до вмешательства оборудование.
Только к 6% отказам справедлив и обоснованно применим подобный подход в техническом обслуживании. А что же делает классическое ТОиР с остальными 94% отказов? Практически ничего. Плановое ТОиР не фокусирует внимание этих неисправностях. А это и скрытые отказы, и множественные отказы, и поломки с последствиями для персонала или окружающей среды, для общества. Иными словами, в подавляющем большинстве случаев, при классическом ТОиР мы ничего не делаем из того, что нужно было бы сделать для поддержания надежности актива. И наоборот, если мы и тратим колоссальные ресурсы, то в большинстве случаев делаем это на те тщательно спланированные задачи ТО, которые не приближают нас к желаемому уровню надежности оборудования. Предприятия имеют колоссальные убытки из-за неверно сформированной стратегии управления физическими активами.
Поэтому менеджмент производственных физических активов, из всех возможных видов менеджмента, является самым молодым и самым, что ни на есть, «непаханым полем» для разумной минимизации затрат любого предприятия путем сокращения запасов и ухода от ненужных рутинных операций по ТО. Этому процессу могут способствовать многие методы оценок рисков. Но до недавнего времени строго специализированных методик, направленных на широкое применение в области ТОиР, не существовало. На сегодняшний день, единственно признанным в разных отраслях инструментом является RCM – техническое обслуживание, ориентированное на надежность.
Исследуя и изучая набор тех методологических и последовательных инструментов, заложенных в основу философии RCM, компания TMS видит своей миссией широкое распространение и внедрение важного инструмента на динамически развивающихся предприятиях. Объединив наши усилия, мы начнем реализовывать общие стремления в усовершенствовании стратегий технического обслуживания и экономии финансов. Вместе мы сможем научиться акцентировать внимание не на поломках оборудования, а на важности их последствий для персонала, для окружающей среды, для бизнеса. Давайте вместе начинать путь к осознанному и обоснованному обслуживанию физических активов. Благодаря учебно-методическим курсам академии TMS, у сервисных служб наконец появляется действенный и современный инструмент для принятия решений по эффективному управлению отказами оборудованию. На зарубежных предприятиях, впервые применивших RCM, только за 2-3 месяца снижение затрат на техническое обслуживание составило 20-30%. Поэтому мы осознаем тот потенциал практической и экономической пользы, которую несет в себе техническое обслуживание, ориентированное на надежность в украинской промышленности. И еще. Внедряя совместно с TMS эту методику, создавая команды RCM, обучая фасилитаторов RCM-анализа, мы обязательно вовлечем большой круг персонала в вопросы ТОиР, посадив в «одну лодку» производственников, ремонтников и службы охраны труда. Это даст совершенно иной толчок для оптимизации внутренних бизнес-процессов.